Средства обучения и воспитания, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ходе реализации адаптированных образовательных программ для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья используются средства обучения и воспитания:
-Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.)
-Визуальные (зрительные):
таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
карты по истории и географии;
картины по русскому языку, литературе;
портреты по всем учебным предметам;
натуральные объекты по биологии;
модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
микроскопы
Аудиальные (слуховые):
музыкальные центры
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
звуковые фильмы
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
компьютеры мультимедийное оборудование
интерактивные доски
Словесные учебники; художественная литература;
словари;
другая необходимая литература
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Минобрнауки России от 08.11.2015 г. № 1309, МАОУ «Молчановская СОШ №3»:
1. Обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности здания учреждения, сооружений и помещений в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями:
- возможность беспрепятственного входа в учреждение и его помещения и выхода из них: наличие пандуса, достаточные по ширине дверные проемы,,
- возможность самостоятельного передвижения на территории учреждения к месту занятия, в санузел, в комнату психологической разгрузки, в актовый зал, в том числе с помощью сопровождающего - работника школы.
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в здание школы, в том числе с использованием кресла-коляски и с помощью работника школы – 1сопровождающего;
- размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к школе и оказываемым услугам.
2. Обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством:
- наличие при входе в здание вывески с названием общеобразовательной организации, непосредственно в вестибюле у входа на информационном стенде размещены расписание уроков;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о реализации адаптированных общеобразовательных программ и практической помощи в рамках образовательной деятельности в период нахождения в школе;
- наличие в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта учреждения для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: компьютерное оборудование, применение программы MicrosoftPowerPoint;
- условия доступности услуг в сфере образования, предусмотренные Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в том числе:
-обучение по адаптированным общеобразовательным программам на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей);
-обучение по индивидуальным учебным планам;
-обучение по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей).
3. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов школы и предоставляемых ею услуг проведено обследование школы и предоставляемых услуг, по результатам которого был составлен паспорт доступности для инвалидов МАОУ «Молчановская СОШ №2» (далее – Паспорт доступности) с включением в него четырёх разделов согласно Порядку обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённому приказом Минобрнауки России от 08.11.2015 г. № 1309 (далее – Порядок):
1) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нём услуг;
2) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием предусмотренных Порядком показателей;
3) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных Порядком;
4) управленческие решения по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нём услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В школе нет подъемника лестничного электрического для доступа в здание инвалидов с нарушением опорнодвигательного. Отсутствует санитарно-гигиенического помещения на первом этаже
7.О специальных условиях питания
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей горячей воды.
8. Специальные условия охраны здоровья
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности, «тревожной кнопкой». В соответствии с требованиями в здании имеются средства пожаротушения.
Медицинское обслуживание обучающихся, в рамках установленного перечня услуг, осуществляется медицинским работником. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10. В учебно-воспитательном процессе обязательным является реализация здоровье сберегающих технологий, динамических пауз и смены видов деятельности, созданы комфортные психологические условия для успешной учебы, создаются ситуации успеха.
Прохождение обучающимися, в т.ч инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья периодических медицинских осмотров (согласно утвержденному плану) является постоянным и обязательным мероприятием. По результатам проведенного осмотра обучающимся и их родителям (законным представителям) выдаются направления к специалистам для подтверждения или опровержения предварительно поставленного диагноза.
Профилактическая работа в школе носит систематический характер. Организована работа по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах обучающиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений и так далее. В рамках профилактики несчастных случаев с обучающимися регулярно проводятся инструктажи, беседы, обучающие занятия. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обучающихся.
Имеются:
- кабинет, оснащённый оборудованием и дидактическим материалом для занятий педагога-психолога;
- кабинет, оснащённый оборудованием и дидактическим материалом для занятий логопеда.
9. Доступ к информационным системам и информационно-телекомуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-методическое обеспечение реализации основных общеобразовательных и адаптированных образовательных программ в учреждении направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Созданное информационное оснащение образовательной деятельности в учреждении обеспечивает возможность:
- реализации индивидуальных учебных планов обучающихся;
- выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения сообщений в информационной среде учреждения;
- поиска и получения информации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
- вещания, использования носимых аудио видео устройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;
- общения в Интернете, участия в форумах;
- создания и заполнения баз данных;
- включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения;
- художественного творчества с использованием ручных, ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде учреждения; - проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам учебной и художественной литературе;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов; - выпуска школьных печатных изданий.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ «Молчановская СОШ №2» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база Школы оснащена:
- электронной почтой;
-локальной сетью;
-выходом в Интернет; - функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке Школы посредством Wi-Fi, а также в компьютерных классах. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники.
10. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Начальное общее образование 1-4 классы;
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) http://nsc.1september.ru/urok/
3. Презентации уроков «Начальная школа»:http://nachalka.info/about/193
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5. Специализированный портал www.orkce.ru
6. https://uchi.ru/
7. Томский региональный центр выявления и поддержки одаренных детей http://tropa.tomsk.ru
Основное общее образование 5-9 классы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Российская электронная школа http://resh.edu.ru/
3. Видеоуроки https://interneturok.ru/;
4. «ЯКласс» – дистанционный тренинг для школьников https://www.yaklass.ru/
5. http://www.gramota.ru
6. www.ege.ru
7. Всероссийская олимпиада школьников http://vos.olimpiada.ru/
8. www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»
9. https://learningapps.org
10. https://uchi.ru/
11. globallab (глобальная школьная лаборатория)
12. www.rsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад»
13. https://ege.sdamgia.ru/
14. https://rus-oge.sdamgia.ru/
15. http://fcior.edu.ru Дифференцированные модули для учащихся с ОВЗ
16. https://www.culture.ru/
17. http://classic-online.ru/
18. http://x-minus.me/
19. http://cortechnology.ru/
20. http://remesla.ru/
21. http://www.rukodelie.ru
22. Томский региональный центр выявления и поддержки одаренных детей http://tropa.tomsk.ru/
23. Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников "Проектория"
Среднее общее образование 10-11 классы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
2. Российская электронная школа http://resh.edu.ru/
3. Видеоуроки https://interneturok.ru/;
4. «ЯКласс» – дистанционный тренинг для школьников https://www.yaklass.ru/
5. http://www.gramota.ru
6. www.ege.ru
7.Всероссийская олимпиада школьников -http://vos.olimpiada.ru/
8. www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»
9. https://uchi.ru/
10. globallab (глобальная школьная лаборатория)
11. wwwrsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад»
12. https://ege.sdamgia.ru/
13. https://rus-oge.sdamgia.ru/
14. http://fcior.edu.ru Дифференцированные модули для учащихся с ОВЗ
15. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
16. Томский региональный центр выявления и поддержки одаренных детей http://tropa.tomsk.ru/
17. Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников "Проектория" https://proektoria.onlin.
11. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.
12. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Минобрнауки России от 08.11.2015 г. № 1309, МАОУ «Молчановская СОШ №2»: 1. Обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности здания учреждения, сооружений и помещений в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями:
- возможность беспрепятственного входа в учреждение и его помещения и выхода из них: в наличии пандус, широкие дверные проемы, санитарно-гигиеническое помещение на первом этаже;
- возможность самостоятельного передвижения на территории учреждения к месту занятия, в санузел, на пищеблок, в актовый зал, в том числе с помощью сопровождающего - работника школы.
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в здание школы, в том числе с использованием кресла-коляски и с помощью работника школы – 1сопровождающего;
- размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к школе и оказываемым услугам.
2. Обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством:
- наличие при входе в здание вывески с названием общеобразовательной организации, непосредственно в вестибюле на первом этаже на информационном стенде размещены расписание уроков, внеурочной деятельности;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о реализации адаптированных общеобразовательных программ и практической помощи в рамках образовательной деятельности в период нахождения в школе;
- наличие в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта учреждения для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: компьютерное оборудование, применение программы MicrosoftPowerPoint;
- условия доступности услуг в сфере образования, предусмотренные Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в том числе:
-обучение по адаптированным общеобразовательным программам на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей);
-обучение по индивидуальным учебным планам;
-обучение по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей).
3. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов школы и предоставляемых ею услуг проведено обследование школы и предоставляемых услуг, по результатам которого был составлен паспорт доступности для инвалидов МАОУ «Молчановская СОШ №2» (далее – Паспорт доступности) с включением в него четырёх разделов согласно Порядку обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённому приказом Минобрнауки России от 08.11.2015 г. № 1309 (далее – Порядок):
1) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нём услуг;
2) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием предусмотренных Порядком показателей;
3) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных Порядком;
4) управленческие решения по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нём услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
13. В МАОУ « Молчановская СОШ №2» отсутствует общежитие и интернат.